Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино

Центральный музей Военно-воздушных сил — музей истории развития авиационных технологий, располагается в посёлке Монино. Создан 28 ноября 1958 года, а открыт для приёма посетителей 23 февраля 1960 года. Музей обладает богатой экспозицией вертолётов и самолётов как гражданского, так и военного назначения, а также оружия, инструментов, униформы, художественных работ. Есть зарубежная экспозиция, в которой представлена авиационная техника времён Второй мировой войны. Экспонаты расположены под открытым небом, в двух ангарах и шести залах. В 2001 году, в 43-ю годовщину со дня своего основания, музей получил статус федерального государственного учреждения культуры и теперь называется Центральным музеем Военно-Воздушных Сил.

Музей Военно-воздушных Сил – единственный авиационный музей в стране, основу экспозиции которого составляют натурные самолеты, вертолеты, планеры и другая авиационная техника.
Недалеко от Москвы в зелени хвойных лесов в поселке Монино расположен первый в нашей стране музей, в котором представлены подлинные образцы техники Военно-Воздушных сил. В нем можно увидеть различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации – от 1909 г. до наших дней. Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс.
Музей ВВС создан при Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина 28 ноября 1958 года на базе ремонтных авиационных мастерских. 23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, имея 586 единиц хранения, из них 14 самолетов. После создания музея была проделана большая работа по поиску самолетов периода минувшей войны. Так были найдены и включены в экспозицию самолеты По-2, Пе-2, Ту-2, ДБ-3, СБ, Ил-10 и др.

 

Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино

Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино

 

В этом прекрасном музее авиации в Монино есть множество экспонатов посвященных вехам становления и развития Российской авиации, вот только некоторые из них:
Во второй половине XIX в. в русской армии зарождается воздухоплавательная служба. В короткое время создаются военные аэростаты, подготавливаются воздухоплаватели. Первые опыты по воздушному наблюдению с аэростата и телеграфной связи аэростата с землей прошли успешно. С 1885 г. военные воздухоплаватели участвовали уже во всех крупных войсковых маневрах.

Боевое крещение русские воздухоплаватели получили в русско-японской войне 1904-1905 гг., во время которой было сформировано 7 воздухоплавательных рот. Успешный опыт применения аэростатов для наблюдения за полем боя и корректирования огня артиллерии дал толчок дальнейшему развитию воздухоплавания. В 1910 г. на вооружение армии поступили первые дирижабли “Кречет” и “Альбатрос”.

Фотоиллюстративный материал об участии воздухоплавательных частей в военных маневрах, русско-японской и первой мировой войнах помещен на стенде и в витрине зала.

Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский заложил основы теоретической, экспериментальной и прикладной аэродинамики, открыл пути развития самолетостроения.

Воздухоплавание явилось предшественником авиации. Многие воздухоплаватели затем стали летчиками. Исследования в области воздухоплавания способствовали созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Первый в мире самолет, способный отделиться от земли и совершить управляемый полет, был построен в 1882 г. после 25 лет упорного труда замечательным русским ученым и изобретателем контр-адмиралом А. Ф. Можайским. Его самолет имел все основные элементы современного самолета: крылья, фюзеляж (лодку), двигатели, органы управления и колесное шасси. В музее имеются документы, позволяющие считать, что во время испытаний самолет Можайского оторвался от земли. Материалы о конструкции этого самолета и его создателе помещены на специальном стенде. Рядом экспонируются модель этого самолета, а также модели самолетов иностранных конструкций: американской “Райт” (образца 1908 г.), французской “Блерио XI” (1908 г.).

Труды великих русских ученых – М. В. Ломоносова, открывшего наличие подъемной силы при движении плоского предмета в воздухе, и Д. И. Менделеева о сопротивлении воздуха и перспективах развития летательных аппаратов тяжелее воздуха, вошли в историю мировой науки.

Ученик Н. Е. Жуковского академик С. А. Чаплыгин обосновал аэродинамику больших скоростей. Большой вклад в разработку теории авиации, воздухоплавания и особенно реактивного движения внес выдающийся русский исследователь-новатор К. Э. Циолковский.

 

Музей Авиации в Монино

Музей Авиации в Монино

 

Материалы по этим вопросам размещены на стендах “Развитие авиационной науки”. В витрине находятся труды профессора Н. Е. Жуковского.

На рубеже первого и второго десятилетий XX в. в России ряд талантливых изобретателей и конструкторов Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, С. В. Гризодубов, А. А. Пороховщиков, И. И. Сикорский, А. В. Шиуков и другие разработали и построили оригинальные конструкции отечественных самолетов, некоторые из них превосходили по своим летно-тактическим характеристикам аналогичные самолеты иностранных образцов.

Материалы по развитию авиационной техники дореволюционной России размещены на отдельном стенде. Здесь можно увидеть много фотографий оригинальных русских конструкций, а также модели отечественных самолетов “Илья Муромец” и “Святогор” и натурные самолеты иностранных образцов, построенные на русских заводах: разведчик “Вуазен”, истребители “Сопвич” и “Фарман-IV”, применявшиеся на фронтах первой мировой и гражданской войн.

В первом зале  музея Военно-воздушных сил  в Монине размещены экспериментальные авиационные моторы конструкторов А. Г. Уфимцева, А. Нестерова, Ф. Г. Калепа, а также зарубежных конструкций “Анзани”, “Антуанет”, “Аргус”, “Клерже”, “Ньюпор” и “Райт”, которые устанавливались на русских самолетах. Здесь же демонстрируются самолетный воздушный винт образца 1914-1915 гг. и двигатель оригинальной конструкции инженера О. С. Костовича (1887 г.).

В экспозицию, посвященную русской авиации периода первой мировой войны, включены материалы о боевых действиях эскадры тяжелых воздушных кораблей “Илья Муромец”, о выдающемся русском летчике-истребителе- продолжателе нестеровских традиций Е. Н. Крутене, натурные образцы авиационных бомб ФАБ-82 и ФАБ-16 конструкции В. В. Орановского, применявшиеся во время войны, металлические стрелы, сбрасываемые с самолетов для поражения пехоты и конницы.

Создавая армию и флот для защиты завоеваний социалистической революции, Коммунистическая партия, Советское правительство и лично В. И. Ленин большое внимание уделяли Военно-воздушным силам. В делах Совета Труда и Обороны, относящихся к 1918-1920 гг., хранятся многочисленные постановления и распоряжения, подписанные В. И. Лениным, а также его указания по вопросам строительства Воздушного Флота, развития авиационной промышленности, налаживания работы ее отдельных предприятий, организации и боевой деятельности авиационных отрядов.

Только за 1918-1919 гг. Председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным написано более 200 документов по вопросам авиации.

В музее Военно-воздушных сил  в Монино экспонируются фотокопии 14 ленинских документов.

В конце декабря 1917 г. была организована Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики (9 человек) под председательством летчика-инженера К. В. Акашева. С момента организации коллегии, по существу, началось создание и строительство Советского Воздушного Флота.

За годы гражданской войны все авиационные предприятия выпустили 669 новых самолетов и около 270 двигателей. Такое количество самолетов не могло удовлетворить потребности авиаотрядов. Авиационные части пополняли свои потери в основном за счет трофейных самолетов, а также путем ремонта старых машин.

На вооружении Красного Воздушного Флота имелись самолеты “Ньюпор”, “Фарман”, “Вуазен”, “Сопвич”, “Илья Муромец”, “Лебедь-12″, летающие лодки М-5 и М-9 и др. Их тактико-технические данные отличались большим разнообразием. Максимальные скорости полета самолетов находились в пределах 115-200 км/ч, практический потолок 4000-5000 м, вооружение, как правило, 1-2 пулемета.

В музее авиации в Монино экспонируется фотокопия объявления “От Коллегии Военного Воздушного Флота” о наборе добровольцев и договор о поступлении летчика-наблюдателя В.Я. Блинова на службу в Красный Воздушный Флот.

Однако Воздушный Флот продолжал испытывать недостаток в кадрах. С введением в стране всеобщей воинской обязанности численность летно-подъемного состава стала быстро расти. Были созданы Московская и Егорьевская авиационные школы, которые за время гражданской войны подготовили 500 летчиков. Тем не менее в ходе гражданской войны в авиационных отрядах постоянно не хватало летного состава.

В музее экспонируется значительное количество различных типов и калибров бомб и взрывателей, бомбардировочных и стрелковых прицелов.

В разделе “Самолетовождение” размещены фотоматериалы и натурные образцы навигационных приборов, обеспечивающих точность вождения самолетов в простых и сложных метеоусловиях, и книги советских ученых по аэронавигации.

В разделе “Авиационная связь” посетители могут проследить историю совершенствования радиооборудования в период 1921-1940 гг. Здесь экспонируются макет первой советской ламповой передающей станции АК-1, сконструированной инженером А. И. Коваленковым, образцы самолетного переговорного устройства СПУ-Ф, самолетная радиостанция 14С-1, самолетный радиопередатчик РСИ-3.

В зале экспонируются многочисленные рапорты воинов-авиаторов о высоких достижениях в боевой и политической подготовке, вымпелы комсомольских организаций частей ВВС, полученные за успехи в ратном труде, вымпел ЦК ВЛКСМ, побывавший на борту космического корабля “Союз-10″ и станции “Салют” в апреле 1971 г., модели самолетов, памятные медали и различные подарки. На стендах фотографии воинов-авиаторов, достигших высоких показателей в социалистическом соревновании. В центральной части экспозиции на широких орденских лентах, спускающихся от потолка до пола, смонтированы крупные макеты шести орденов, которыми награжден Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.

На стенде, посвященном освобождению Болгарии, помещены фотографии Героев Советского Союза Д. Д. Сырцова и В. А. Середина, которые еще до начала вступления советских войск в Болгарию произвели разведку с посадкой самолетов на болгарские аэродромы.

В зале № 10 развернута экспозиция послевоенного развития военной авиации России. Здесь посетители знакомятся с появлением и развитием реактивной авиации в нашей стране.

Вызывает интерес у посетителей самолет Ту-22М, получивший название на Западе “Бекфайер”. За счет мощных двигателей и изменяемой стреловидности крыла его максимальная скорость достигает 2300 км/ч, а бомбовая или ракетная нагрузка – 24 т.

Не меньший интерес посетители проявляют к экспериментальному самолету КБ П.О.Сухого Су-100, обшивка которого выполнена из титана. Свой первый полет он совершил в 1972 году. Су-100 мог развивать скорость 3200 км/ч, а высокая автоматизация позволяла пилотировать его экипажу из двух человек. Далее маршрут обзорной экскурсии заводит посетителей в ангар. Там они знакомятся с современными и историческими планерами, дельта- и дископланами, с учебными и боевыми самолетами времен первой и второй мировых войн. Интерес проявляют к французскому учебному самолету выпуска 1909 года “Фарман-4″.

В ангаре музея авиации в Монино экспонируется оригинальный цельнометаллический самолет А.Н.Туполева АНТ-2, перевозивший в двадцатых годах пассажиров и почту по маршруту Москва – Нижний Новгород.

Поражает своими размерами макет одномоторного самолета АНТ-25. Построенный для рекордных полетов в 1933 году, он оправдал свое предназначение. На нем в 1937 году сначала экипаж В.П.Чкалова, а затем М.М.Громова перелетают из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки, при этом экипаж М.М.Громова установил абсолютный мировой рекорд дальности полета, равный 10500 км.

В 1956 году была расформирована авиационная дивизия в Монине. Помещения дивизии переданы для организации музея. Постепенно музею передавались самолёты, вертолёты, как эксплуатируемые, так и экспериментальные.

Первым начальником музея был майор Данилин К.П. С 1972 года начальником стал генерал-лейтенант авиации Сергей Яковлевич Фёдоров.
В музее есть реставрационная мастерская, в которой занимаются восстановлением и поддержанием в хорошем состоянии экспонатов.

В ремонте самолетов музею помогают ОКБ А. Н. Туполева и ОКБ О. К. Антонова. Они присылают своих специалистов с целью придания самолетам должного вида.
Ежегодно музей ВВС посещает более 150 тыс. человек. За несколько десятков лет своего существования его посетили более 4 млн. человек.
На стенде, посвященном зарождению воздухоплавания в России, помещены документы о первых экспериментах применения летательных аппаратов для решения различных задач.

В музее, летом проводится день открытых дверей, когда в него можно попасть совершенно бесплатно! Уникальный музей, который просто необходимо посетить!

Вот уже несколько раз музей пытались расформировать. Но музей отстаивают все жители не только Монино, а всего Щёлковского района и даже из других городов, ну и ваш покорный слуга. Так 30 января, «Газета.ру» сообщила, что сотрудники Центрального музея ВВС в Монино получили предписание из Минобороны о передислокации музейной экспозиции в парк «Патриот» до 1 июля 2016 года. Сотрудники музея заявили изданию, что перевезти значительную часть крупных самолетов будет попросту невозможно, и это равносильно их уничтожению. Но думский комитет по обороне намерен обратиться в военное ведомство с предложением оставить на своем месте музей ВВС в Монино, который министр Сергей Шойгу запланировал перевести в парк «Патриот». Составлена петиция против закрытия и перевоза музея авиации из Монино и активно подписывается всеми неравнодушными!

Время работы музея Военно-Воздушных Сил РФ:

Среда, четверг, пятница с 09.30 до 17.00 с техническим перерывом с 13.30 до 14.15. 
Суббота и воскресенье с 09.00 до 14.00. 
Понедельник, вторник – выходные дни.

Адрес музея Военно-Воздушных Сил РФ:

141170, пос. Монино, Щелковский район Московской области
Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ

Как добраться до музея  Военно-Воздушных Сил РФ:

электричкой с Ярославского вокзала до станции “Монино”
автобусом №322 Москва-Ногинск от метро “Измайловский парк” до остановки “ВВА им. Ю.А.Гагарина”

автолайном №362 от автовокзала (м. Щелковская) до конечной остановки

Телефон: (495) 747-3928

Сайт музея  Военно-Воздушных Сил РФ:

  http://monino.ru/

Комментариев нет